Глоссарий терминов

Анимация (от лат. anima – душа) – особый вид экранного искусства, соединяющий в себе качества статичного изображения (например, рисунка) и сценического действия, развернутого во времени и пространстве.
Flash- анимация

Арт-дизайн — одна из изящных линий развития современного дизайна. Основным качеством, которым будут обладать дизайнерские решения этого направления – это сильная художественная составляющая, основанная на принципах чистого (высокого) искусства.

Архитектурный дизайн — творческая деятельность, связанная с проектированием и руководством процесса создания сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей.

Дизайн ванной, дизайн интерьера, дизайн комнаты, дизайн кухни, дизайн мебели, дизайн офисов, дизайн участка, ландшафтный дизайн, проект-дизайн квартиры

Баннер — графическое изображение с рекламным сообщением, основное применение в наружной реклама и в интернет-рекламе.

Бренд (англ.brand), термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге.

Брендинг, Бренд-бук (brand-book) , Брендинговое агентство, Бренд-менеджер, Корпоративный стиль (corporaty identity), Нейминг, Слоган.

Слово «бренд» произошло от древнескандинавского «brandr», которое переводится, как «жечь, огонь». Так называлось тавро, которым владельцы скота помечали своих животных.(Источник: «Strategic Brand Management», 3rd edition, Kevin Lane Keller.)

Брендбук — руководство по использованию фирменного стиля. от англ. brand book — книга бренда.
синонимы: гайдлайн, стандарты оформления.
Разработка брендбука фирмы, а также разработка фирменного стиля или разработка логотипа — все это мы делаем в нашей диайн-студии.

Бриф – (от англ. brief – задание) – краткое изложение проблемы в сжатой, сконцентрированной форме.

Веб-дизайн (web-дизайн, web-design) — разработка дизайна сайта (обычно главной страницы сайта и страницы второго уровня) и изготовление самого сайта, т.е. верстка и программирование сайта.

веб-студия (web-студия),
веб-программирование (web-программирование),
верстка сайтов, дизайн сайта, домены (доменные имена) , изготовление сайтов, иконки (favicon, пиктограмма), контент сайта, корпоративный сайт, персональный сайт, ре-дизайн сайта, разработка сайта, поддержка сайта, сопровождение, портал, промо-сайт, интернет-магазин, сайт визитка, система управления сайтом (cms, движок), стиль дизайна сайта, статистика сайта, хостинг (размещение сайта), шаблоны макетов сайта, электронные платежи, юзабилити (usability)

Векторные логотипы – оригинальные образы, созданные с помощью векторной графики, и максимально стильно представленные в виде символов, которые будут точно соответствовать среде применения продукта, для которого они создаются.

Верстка макетов – процесс компоновки текстового и графического материала, в соответствии с созданным ранее макетом, в печатной или электронной форме.

Визитка – небольшого размера карточка, на которой размещаются информационные и контактные данные о ее владельце, чаще всего художественно, оригинально оформленная.

Выставочная продукция – набор приспособлений, которые помогают в проведении различных рекламно-информационных мероприятий и презентаций определенного товара или услуги.

Гайдлайн (guideline) – это набор стандартов и инструкций по применению знаков, логотипов, персонажей бренда, их шрифтовому и цветовому исполнению, а также правильному размещению на различных носителях. Гайдлайн может являться как частью брендбука, так и самостоятельным документом.

Гиперреальность — в рекламном дизайне — использование компьютерной техники для создания высокой степени иллюзии при изображении товаров или типажей потребителей.

Дизайн от англ.Design — проектировать Дизайн — проект, образ, замысел, идея, необычность нестандартность деятельности, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, чертеж, расчет, конструкция, эскиз, рисунок, узор, композиция, искусство композиции, произведение искусства.

Дизайн 3D, дизайн-проект, дизайн сайта, дизайн-студия, дизайнер, дизайн портфолио, средства визуальных коммуникации, стиль в дизайне

Дизайн — теория (техническая эстетика) + практика (художественное конструирование).

Дизайн — это специфический ряд проектной деятельности, объединивший художественно-предметное творчество и научно обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства.

Дизайн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим.
Области Дизайна:

Промышленный дизайн – дизайн промышленных товаров, конвейерно-потоковый массовый дизайн. Проектирование 3-х мерных объектов. Основная область дизайна, где наиболее полно применяются профессиональные навыки и опыт дизайнера, где от дизайнера требуется все его мастерство и даже больше:

1. услуги технологических дизайнеров, которые проектируют эстетически совершенные структуры тканей, рельефы плиток, фактуры покрытий, текстуры пластиков.

2. услуги декорирующего дизайна, когда проектируются художественные ткани, портьеры, скатерти, ковры для промышленного изготовления.

3. услуги инженерного дизайна, осуществляющего всестороннее совершенствование инструментов, приборов, станков, машин.

4. услуги классического дизайна (или художественного конструирования) объектов общественного быта и бытового труда.

5. услуги нон — дизайна, организующего процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения.

Промышленный дизайн — это практика анализа, создания и разработки продукции для массового производства. Цель промышленного дизайна — создать формы, успех которых гарантирован до того, как были сделаны крупные капиталовложения, чтобы такая продукция производилась по цене, позволяющей ее хорошо продавать и получать разумные прибыли.

Стайлинг «дизайн» — художественная адаптация уже готовой формы (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта. В России развивается довольно причудливо.

Средовой дизайн — дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и тд.

Графический дизайн — это вид современного искусства, который заключается в создании графических объектов (листовок, логотипов, визиток, веб-сайтов) при помощи разных видов графики. А также разработка  логотипов, символов, эмблем.

Главная идея графического дизайна — соединить эстетические принципы и функциональные задачи в одном исполнении.

Если говорить о графическом дизайне как о звене рекламной кампании, то следует выделить несколько основных направлений:

графический дизайн офисной продукции (дизайн визиток, бланков, конвертов, заставок на рабочий стол и прочее);

графический дизайн рекламной продукции (дизайн рекламы в СМИ, дизайн наружной рекламы, графический дизайн плакатов, презентаций);

графический дизайн полиграфической продукции (дизайн каталогов, флаеров, листовок, буклетов);

графический дизайн сувенирной продукции (дизайн открыток, календарей, блокнотов, ручек, чашек, флажков и т.д.).

Диспенсеры — это вид POS-материалов, предназначенных для размещения рекламной информации (листовок, буклетов и т. д.). Размещаются диспенсеры на горизонтальных поверхностях, там, где до них можно легко дотянутся рукой.

Дизайнер упаковки. После того, как была разработана и изготовлена та или иная упаковка, в зависимости от пожеланий заказчика на нее требуется нанести печать. Разработкой печати, просчетами и графикой занимается дизайнер упаковки.

Графика – вид изобразительного искусства (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую), включающий рисунок и печатные художественные формы. Выразительность графических произведений создается на основе линий, штрихов, пятен разных по окраске (в основном черно-белых).

Графический дизайн – направление, объединяющее разработку знаков и символов, которые, уникально отображая различные данные, позволяют свести воедино форму и содержание.

Деловая документация – способ предоставления информации для передачи ее во времени и пространстве, на основе которой функционирует любое предприятие.

Схема верстки — специально разработанная компоновка дизайна рекламной продукции.

Знак, эмблема — (от латинск. signum – значить, обозначать) — чувственно воспринимаемое изображение, предмет, явление или действие.

Иллюстрация (от латин. illustratio – разъяснение, наглядное изображение),

Имиджевый дизайн – художественное конструирование представления о вещах и людях, которое целенаправленно формируется на основе рекламно-брендинговой политики.

Информационные печатные материалы, выполненные полиграфическим способом — различные печатные образцы, которые создаются для рекламно-информационной деятельности организаций и частных лиц, пропаганды и агитации в различных сферах общественно-политической жизни.

Календарь — бывают карманные, настенные, трио, органайзеры, календари-домики, перекидные-отрывные и многие другие.

Комикс (англ. comic – веселый, смешной) – серия своеобразных печатных рисунков, сопровождаемая ультра-короткими текстами-репликами и образующая связный сюжет с непременным продолжением.

Композиция (от лат. composition – составление, соединение) – компоновка в определенном соотношении элементов произведения в единое художественное целое, используя определенные закономерности.

Компьютерный дизайн – метод художественного проектирования отдельных предметов и предметной среды в целом, посредством различных компьютерных программ.

Компьютерная графика (машинная графика, computer graphics) — технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники.

Компьютерная графика изучает методы получения изображений полученных на основании невизуальных данных или данных, созданных непосредственно пользователем.

Копирайтинг — написание текстов для рекламных материалов.

Креатив – (от англ. creative – творить) уникальные, необычные, запоминающиеся идеи, которые в большинстве случаев являются «изюминкой» при создании рекламно-маркетинговой компании.

Креативная концепция (от англ.creative – творить; от лат.concept — мысль, представление) – смысловые, авторские идеи, заложенные в основу различных объектов и явлений, от произведения искусства до рекламной кампании.

Листовка (флайер) — недорогая, обычно однолистовая печатная продукция, выпускаемая для выставок, раздаваемая на презентациях, и в процессе рекламных акций. Стандартный формат флайерса 210*100 мм. Флайерс может быть односторонним и двусторонним, печататься на плотной или тонкой бумаге.

Логобук — Logobook (он же guideline или паспорт стандартов) — определяет правила визуальной идентификации торговой марки, использования элементов фирменного стиля, определяет единство восприятия основных элементов идентификации, стилистические и цветовые решения.
Наиболее распространенным документом в России и за рубежом является паспорт стандартов, ошибочно называемый брендбуком.

Логотип — эмблема компании, знак, стилизованное изображение, символ из графических элементов.

Макетирование — процесс изготовления макета (макет – воссоздание объекта), выполненный в определенном масштабе.

Маркетинг (от англ. market-рынок) – теоретически обоснованная рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия на основе всесторонних исследований рынка.

Модель – макеты, изображения, математические формулы, словесные описания, одушевленные и неодушевленные предметы, схемы, которые создаются или используются человеком, в качестве подобия объекта или явления, многие из них реально функционируют (работают).

Мультимедиа (от англ. multi –много, media – среда) – смесь компьютерных технологий, при которых одновременно используются различные информационные среды: текст, графика, видео, анимация, звуковое сопровождение, коллажи.
Мультимедиа презентации

Наружная реклама — (от англ. – outdoor advertising) доносит рекламные обращения до потребителя с помощью плакатов, щитов, световых и экранных табло, устанавливаемых обычно на оживленных улицах, вдоль шоссейных и железных дорог.

Носители фирменного стиля — деловая документация и рекламные материалы компании, например бланк, визитка, папка, конверт, флаерс, плакат, буклет, сувенирная продукция, упаковка, сайт и т.п.

Обложка – первая и последняя страницы различных видов печатной полиграфической продукции, своеобразная упаковка.

Оригинал-макет – от лат. originalis – изначальный, macula – пятно – утвержденный в производство макет изделия в целом или его отдельной части.
Печать и тиражирование

Пиктограмма от лат. pictus – рисовать, gramma- запись — символическийграфический рисунок, изображающий объект или понятие так, что его легко узнать по характерным признакам и ассоциациям.

Плакат (от латин. placatum – свидетельство) — большого формата печатный лист, экспонируемый обычно в общественных местах, с целью объявления о чем-либо или рекламными задачами.

Полиграфический дизайн — разработка оригинал макетов для полиграфической печати.

Поп-арт (сокращение от англ. popular art – общедоступное искусство) – направление в искусстве, возникшее в 50-60г 20в в Англии и США, черпавшее вдохновение в образах массовой культуры и обыденных предметах.
Предметы интерьера

Промышленная графика — вид прикладной художественной графики, обслуживающая:

— сферу производства и сбыта промышленной продукции: товарные ярлыки, фирменные знаки, издательские марки, упаковка, различные рекламные издания; и
— сферу управления производством: бланки, конверты и пр.

Реклама (от лат. reclamo – кричу, восклицаю; от англ. advertising – обращение) – часть массовой культуры, направленная на создание таких образно-информативных посланий, что они подталкивают людей совершать именно те поступки и действия, которые нужны авторам посланий.

Рекламная идея, рекламная кампания, рекламное сообщение, рекламная стратегия, рекламный дизайн, рекламный модуль, продвижение, целевая аудитория

CD презентации (от лат. presentacio – вручение, представление) разрабатываются для демонстрации товаров, услуг, различных справочных данных, и в качестве носителя информации используют компакт-диски.
Это позволяет применить всю мощь мультимедийных технологий и тем самым значительно расширить презентационные возможности.

Сувенирная продукция, дизайн которой выполненн профессионально и со вкусом – важный штрих в маркетинге или при проведении различных памятных мероприятий.
Подарочные издания

Супрематизм — (от лат. supremus – высший, последний) – гениальная разновидность абстракционизма на основе простых геометрических элементов и чистых локальных цветов.

Стайлинг — (от англ. style – стиль) направление дизайна, выражающееся во внешнем, не затрагивающем функциональную и конструктивную основу, изменении, обычно промышленного изделия, в соответствии с определенным стилем.

Техническая эстетика (Industrial aesthetics) Техническая эстетика — отрасль науки, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей.
Техническая эстетика изучает общественную природу дизайна и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).

Товарный знак, торговая марка, фирменный знак, логотип это графическое изображение названия компании или товара компании, в текстовом написании или в виде знака.

Упаковка — оформление графическими способами внешнего вида товара.

Уникальная графика — рисунок, акварель, гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж и другие способы создания композиции, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец.

Фирменный стиль — дизайнерское решение корпоративного стиля компании.
Фирменный блок, Фирменный знак, Фирменный персонаж, Фирменные цвета, Фирменные шрифты, Элементы идентификации, Элементы фирменного стиля

Фитодизайн, дизайн цветов — художественное конструирование пространства, связанное с введением в различные объекты композиций из живых или искусственных цветов, а также изображений, выполненных на бумаге, стенах, одеждах, посуде…

Фото-дизайн — творческое проектирование фото-кадров, с использованием приемов традиционной фотографии, живописи и современных компьютерных технологий.

Этикетка — чаще всего художественно выполненные, в большинстве случаев бумажные, определенного формата наклейки или кусочки картона (бумаги), на которых содержатся данные о товаре.

Публишь-арт — так называемый народный (городской) дизайн. Процветает на западе. В России его не было, нет и естественно никогда не будет (менталитет-s)

Нон-дизайн — организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения.

Web-дизайн — проектирование интерактивных web проектов.

Сайнс-дизайн — научный дизайн.

Фито-дизайн — дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений.

Рекламный дизайн — скорее коммерческое ремесло, основанное больше на достижении прибыли, чем на искусстве.

Футуро-дизайн — исторический дизайн и прогностический дизайн будущего.
Кустарный дизайн — скорее ремесло, основанное больше на личном опыте и вкусе, чем на образовании.

Китч — примитивный, тупой (кухонный) «дизайн», в настоящее время определение носит оттенок пренебрежения и презрения. Этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя.

Арт-дизайн — дизайн штучный, концептуальный, элитный.

Информационный, программный дизайн

Психо-дизайн это наука адаптации интерьеров, архитектурных и ландшафтных форм под конкретного человека, его психологические особенности и потребности. Интерьер способен стимулировать и разрушать, настраивать на успех, покой или активность, снимать или усугублять внутренние проблемы человека, семьи, коллектива; активизировать творческий процесс, влиять на продажи. Создать индивидуальную дизайн-модель «под человека» можно только на основе объективной, научно обоснованной информации и методики, объединяющей принципы дизайна и психологии.

Средовой дизайн -дизайн архитектурной среды. Услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, шествия, обряды, выставки. Услуги программного дизайна, организующего масштабные объекты с учетом практических и художественных задач.

Поп-арт (pop art) — широкое художественное течение, охватившее в 1950-60-х все виды изобразительного искусства США, Великобритании и других западных стран. Отказавшись от элитарности и глубокомыслия абстрактного экспрессионизма, художники, работавшие в стиле поп-арт (в США Э.Уорхол, К.Олденбург, Р.Лихтенштейн и др.), избрали источником своего вдохновения массовую культуру: рекламу, комиксы, кино, джаз, иллюстрированные газеты и журналы и т.п.

Оп арт (optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Восходит к так называемому геометрическому абстракционизму представителем которого был В. Вазарели.

Нано арт — Знамением молекулярной эпохи электроники, генетики и нано-технологии становится нано-арт, исскусство сверхмалых величин, попадающее на сетчатку глаза через окуляр сверхмощного электронного микроскопа.