Начать работу по созданию фирменного стиля правильнее всего с планирования. Это позволит выполнить работу в логической последовательности и достичь поставленного результата.
Работу по его созданию логотипа и других продуманных графических решений тоже можно планировать. Основные преимущества планового подхода — сокращение временных затрат, цельность и четкая направленность. При создании логотипа работу целесообразно разбить на несколько этапов:
Создание логотипа. Этап первый.
Казалось бы, что может стоять на первом месте как не идея? Но это не так. Идея хоть сама по себе основывается на чем-то конкретном. Буквально — чтобы появилась идея ее нужно «родить» из материала. Так что на первом месте материал для логотипа, а это образ, деятельность, принципы, политика и все прочее, что входит в компанию (бренд).
На практике «рождение» выглядит следующим образом: забываем о том, что логотип должен быть лаконичным, функциональным, значимым. То есть отрекаемся от идеалов и от конечных целей. Проникаемся идеями компании или бренда и выносим для себя необходимые знания о предмете работы. Далее задача не сложная: берем чистый лист бумаги и пишем все, что думаем о компании, все, с чем ассоциируем ее деятельность. Пусть это будут простые слова, несвязанные между собой, пусть они не будут построены в предложения.
Одно условие — ни в коем случае в этих словах не должно быть прямых ассоциаций. На начальном этапе не нужно ничего структурировать и раскладывать по полочкам, всему свое время. Задача может стать еще легче, если внимательно выслушать клиента, все его мысли о том, как он видит будущее и настоящее своей компании. Замечательно если его увести от делового, офисного языка на простой и понятный простому человеку далекому от брендинга, маркетинга, дизайна и бизнеса. В идеале это должны быть слова ребенка. Удастся построить разговор до детской непринужденности — это победа, останется только слушать и запоминать.
К примеру:
Заказчик говорит: «Наша компания позиционирует себя как надежный, динамичный и современный бренд. Главное в нашем графическом стиле должны быть: запоминаемость и узнаваемость бренда». Пустые слова. Для работы это не материал.
Вот та же фраза, только нужными словами: «Мы стремимся оказывать высокий уровень сервиса, который соответствовал бы задачам нашего потребителя. Мы собираемся просуществовать на рынке как можно дольше и всегда заботиться о своих клиентах. Главная задача в нашем графическом стиле — это соответствие нашего сервиса, менеджмента и визуальных образов».
Или проще, «словами ребенка»: «Очень важно, чтобы нашу компанию полюбили, хочется, чтобы наши дела приносили людям эмоции, радовали их. Было бы здорово, если бы нас обсуждали в семьях за обедом».
Итак, на чистом листе бумаги записали простыми словами, простыми мыслями, что представляет собой компания, к чему стремится, на что и на кого делает акцент в своей работе. Причем совсем нет ничего страшного, если все то, что вы напишете, будет вашим личным взглядом и вашим мнением. В конце концов, именно вам и создавать логотип, который будет в первую очередь вашим детищем, и только потом вы его продадите заказчику, как нечто сформировавшееся и окрепшее для самостоятельной жизни.
Создание логотипа. Этап второй.
Записанные мысли, эпитеты, характеристики о компании, переписываем в эмоции, метафоры и образы. То есть, делаем из сухих выражений и слов, фразы доступные и понятные человеческому восприятию без лишнего обдумывания. Если у вас есть фраза: «динамически развивающаяся компания», то ее можно заменить на: «птица, летящая на юг», «летом клен, расправивший листья», «корабль, идущий по небольшим волнам». Или просто описать это парами прилагательных: «амбициозная и надежная», «мудрая и современная», «спокойная и решительная».
У дизайнера логотипов, два варианта задачи: донести до потребителя образы и эмоции, либо предоставить потребителю, самостоятельно наполнить идею образами и эмоциями. Второй путь мне нравится больше. Я всегда за свободу мысли и свободу выбора. Если я как потребитель считаю, что компания «Z» надежная, то для меня ее стиль будет именно таким, независимо от идей заложенных в него. А вот компания «X» для меня независимо от позиций бренда может быть с некачественным по моим представлениям сервисом. Стиль этой компании будет отражать мой настрой к ней.
Такое разделение на две задачи, еще помогает выделить целевую аудиторию компании или бренда. Если мы хотим донести эмоции и образы, то, скорее всего наша аудитория это широкие массы потребителей среднего достатка, а также молодежь и люди пожилого возраста. Если мы хотим дать инициативу по формированию образа компании в руки потребителя, то наша аудитория скорее бизнесмены, деловые люди, умеющие думать и принимать решения, знающие чего хотят. Для них не составляет труда, основываясь на своих рассуждениях выделить принципы бренда. Эмоции для них будут потом, когда, например, хорошей покупкой они порадуют свою семью или своего коллегу.
Создание логотипа. Этап третий.
На самом деле идея по созданию логотипа должна была появиться после первого или второго этапа. Если этого не произошло, начинаем осмысленную работу — раскладываем рабочий материал по полочкам:
1.Разбираем фонетику названия компании — плюсы и минусы, эмоции и образы, звуковые ассоциации, стремления, закономерности и прочее.
2. Сводим воедино начертание названия, его звучание и позиции компании.
3. Определяем аудиторию.
4. Расписываем образы и ассоциации.
5. Отказываемся от прямолинейных ассоциаций.
6. Выписываем в несколько вариантов возможные образы и эмоции.
7.Выбираем наиболее точно описывающий, эмоциональный и подходящий вариант. Он будет основой идеи.
8.Завершающий шаг — это реализация идеи.